С ноября 2008 года российская этническая общность поморов наделена всеми правами коренного народа в части отечественного лесопользования. Информация об этом была озвучена в ходе лесной конференции «Права граждан на участие в лесоуправлении: выделение и сохранение социально значимых лесов», в рамках проекта Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ, С.-Петербург) в Архангельске.
Как пояснила координатор проекта, эксперт ЦНСИ Антонина КУЛЯСОВА, специальное разъяснение по поводу прав поморов дано в новом национальном стандарте Лесного попечительского совета (FSC). Согласно Принципу 3 (Приложение F) Национального стандарта FSC, коренными народами признаются не только народы, включенные в федеральные перечни коренных народов России, но и те группы коренного населения, которые осознают себя самостоятельными этнокультурными общностями.
Напомним, что поморы давно добиваются включения в Единый перечень коренных малочисленных народов, что соответствует существующим нормам российского законодательства и международного права. Однако в России поморы испытывают серьезное сопротивление со стороны госструктур и связанных с ними промышленных компаний, не заинтересованных в появлении коренного народа на территориях своих бизнес-интересов. Именно этим обстоятельством эксперты объясняют отказ Правительства РФ включить поморов в Единый перечень коренных малочисленных народов России.
Международная лесная сертификация до недавнего времени также не учитывала в своих стандартах российских нюансов взаимоотношений коренного населения с промышленниками. В частности, это привело к конфликтной ситуации между ПЛО «Онегалес» (Архангельская область) и общественными поморскими организациями — НКЦ «Поморское Возрождение» (г. Архангельск) и «Беломорская община коренного малочисленного народа поморов» (Приморский р-н, Архангельская обл). Названные поморские организации не были включены в число заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в процессе сертификации предприятия, под предлогом, что «народа поморов нет в перечне коренных народов России».
После вмешательства международного сертифицирующего органа FCS конфликт был улажен, а поднятая поморскими организациями проблема прав неучтенных правительством РФ коренных этно-культурных общин подробно изучена российскими и международными специалистами.
В результате, были выработаны рекомендации по уточнению понятия «коренной народ» в новом российском национальном стандарте FSC. В ноябре 2008 года эти рекомендации были одобрены, в результате чего такие этно-культурные общности как поморы были наделены правами коренных народов в части лесопользования. Это означает, что все российские лесопользователи, арендаторы лесных участков обязаны вести свою деятельность на территории коренного населения по тем же правилам, которые распространяются на коренные народы.
Помимо поморов российский национальный стандарт FSC наделяет правами коренных народов все российские коренные этно-культурные группы, которые не были включены в перечни народов и прежде не имели соответствующих прав. В прошлом взаимодействие аудиторов с администрациями подменяло взаимодействие с коренным населением; аудиторы договаривались только с властями и органами самоуправления. Теперь такое взаимодействие считается недостаточным, и, в частности, на территории Архангельской области лесопользователи с ноября 2008 года обязаны согласовывать свою деятельность с этническими организациями коренных поморов.
Напомним, что Российский национальный стандарт добровольной лесной сертификации по схеме Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council) — Национальный стандарт — распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Иван Мосеев.
Источник – Поморский центр публичной политики
Categories: Ivan Moseev, Russian
Добавить комментарий