Яков Яптунэ, житель Дудинки, Таймыр /
Таймырский автономный округ прекратил своё существование в 2005 году. Взамен нам дали “Таймырский (Долгано – Ненецкий) муниципальный район” и обещание “особого статуса” Таймыра. Автономный округ был вполне благополучным субъектом РФ. Любые организационные вопросы могли решаться в оперативном порядке губернатором Таймыра, хороший то был губернатор или плохой. После проведения референдума по ликвидации ТАО, мы превратились в заурядный район Красноярского края. Мы потеряли возможность влиять на ситуацию как законодательно, так и управленчески. Таймыр отдан в управление НорНикеля, то есть под власть олигархов первой волны, которым мы сейчас не нужны и собственно они про нас не знают в силу ограниченности своих интересов.
Новые власти, постепенно начали сокращать зарплаты во всех отраслях кроме силовых структур. Начался отток жителей и специалистов из-за отсутствия перспектив: из поселков в город Дудинка и отток населения по той же причине из Дудинки в НПР [Норильский промышленный район] и на «материк». На сегодняшний день, в Дудинке проживает 21 800 человек против 33 000 в 1996 году. Мы потеряли 11 000 человек! Отток населения и специалистов, является наглядным примером тяжелейшего экономического кризиса на Таймыре. То есть за эти годы, в основном после прихода к власти представителей НорНикеля и присоединения Таймыра к Красноярскому краю, мы потеряли несколько тысяч рабочих мест!
Уезжают в более высокооплачиваемый Норильск учителя и самые лучшие, высококвалифицированные медицинские работники. Больших размеров из-за отсутствия другой достойной работы достигло браконьерство на дикого северного оленя, что ведёт к уничтожению его крупнейшей в мире популяции. Теперь нет границы с НПР, отсутствует пост ГАИ на трассе «Дудинка – Норильск», к нам свободно стали ввозить наркотические средства из первого по количеству наркоманов и ВИЧ-инфицированных на душу населения города России – Норильска. Это привело к вспышке «спайс эпидемии» в Дудинке, появлению новых подпольных “микро-нарко-баронов” в городе, которых пока, впрочем, легко раздавить, при наличии воли в силовых структурах (воля эта, видимо, у силовых структур, из-за удаленности от Красноярского руководства отсутствует).
За время после ликвидации ТАО, на Таймыре резко возросла общая смертность населения в поселках. В некоторые годы (2008 – 2009 гг.) она достигала около 7% населения в год, а в некоторых поселках, намного превысила смертность начала и середины, тяжёлых для страны, 90-х годов. Это, по своей сути, явилось геноцидом населения Таймыра, посредством управленческой импотенции властей… На Таймыре на сегодняшний день появились и работают крупнейшие в мире нефтедобывающие компании, работает НорНикель, работает Ванкор, который снабжает нефтью КНР и Японию, работает Роснефть, Лукойл. Но к увеличению количества рабочих мест на Таймыре, к увеличению благосостояния населения, это не приводит. Постепенно, но планомерно переводятся в Норильск гос. структуры, что приводит к громадным неудобствам для жителей города, к сокращениям рабочих мест. Каждое сокращенное рабочее место приводит к уменьшению финансовой выручки людей, обслуживающих этого работника, то есть недополучают в итоге парикмахеры, продавцы, и прочий обслуживающий персонал, так как одно промышленное или административное рабочее место кормит 20 рабочих мест обслуживающего персонала.
Руководство НорНикеля относится к Таймыру и его населенным пунктам с точки зрения экономической целесообразности существования населённых пунктов. Стоят вопросы о ликвидации поселков Тухард, Усть Авам, Сындаско. Ликвидированы Мунгуй и другие малые посёлки. Город Дудинку, в высказываниях некоторых менеджеров НорНикеля, стоит перевести на вахтовый метод работы, потому что “экономически выгоднее завозить рабочих с материка”.
Высокой планки достигла скрытая социальная напряженность, но из-за удаленности краевого центра, населению не к кому предъявить свои претензии. Местные власти, которые попадают во всю большую зависимость от руководства НорНикеля, официально не имеют собственных финансов, а зависят от денежных средств из далекого Красноярска и, в случае сложностей, со спокойной душой кивают на “край”, что виноват он. Краевые власти в свою очередь стараются как можно больше сократить финансирование района.
Большая скрытая безработица, замаскированная так называемыми “КВэшками”, “КВ” охватывает большой процент трудоспособного населения Таймыра. “КВэшки” это компенсационные платежи в размере 4000 рублей, выплачиваемые трудо-занятому населению социальной защитой Красноярского края. Предприниматели чтоб получить право на вылов рыбы, добычу оленя, вынуждены сверх необходимого штата принимать не нужных им работников. Эти люди все равно, фактически остаются безработными и довольствуются только КВэшками от соцзащиты. Как результат, статистика по Таймыру выглядит так, будто у нас низкая безработица и полное благополучие.
Присоединение Таймыра к краю стало юридическим билетом в один конец, обман народа Таймыра ложными обещаниями перспектив развития. Из-за нас специально внесли изменения в Конституцию РФ, теперь по Конституции мы не имеем права на выход из Красноярского края. Но у нас остаются возможными разные обходные юридические маневры по восстановлению статуса Таймырского автономного округа.
Ликвидация Таймырского (Долгано – Ненецкого) автономного округа и присоединение его к Красноярскому краю в виде заурядного района, имело однозначно плачевные, во многом трагические, последствия для Таймыра. В этом году Дудинка встречает своё 350-тилетие. В каком виде она его встречает? По переписи население сократилось на треть, асфальт в некоторых местах разрушен – у нас нет теперь асфальтового завода. Окрашено несколько домов и видимо окрасят еще. Но город имеет гигантские коммунальные долги от населения по причине его бедности. Что ждёт в ближайшее время Дудинку и Таймыр? Продолжение ухудшения жизненного положения населения и нищета, отток специалистов, либо восстановление статуса ТАО, что НАМ жизненно необходимо.
Другие материалы по данной теме:
Search words: ПАО “Норильский никель” / Таймыр, самоуправление, Таймырский автономный округ, Долгано-Ненецкий, Дудинка, Норильск, Красноярск, Норникель, референдум, самоопределение, автономные округи, Таймырский муниципальный район, участие в принятии решений, СПОС, FPIC, cвободное, предварительное, осознанное, согласие
Categories: Russian
Добавить комментарий