В 2015 году ушла из жизни Людмила Сергеевна Богословская и прошло 20 лет с того дня, когда трагически погиб Александр Иванович Пика.
Оба эти прекрасных человека, ученые, представители разных специальностей, были истинными друзьями коренных народов Севера и многие годы работали на их благо. Они были знакомы друг с другом при жизни. Их объединяло общая цель – не только исследовать традиционную культуру народов Севера, но и всеми им доступными средствами помогать народам Севера отстаивать права на сохранение и развитие традиционной культуры, образа жизни и среды обитания.
Их краткие биографии и последние работы, которые публикуются в нашем альманахе посмертно, были посвящены актуальным проблемам развития коренных народов Севера, над которыми они работали с конца 1980-х годов.
Людмила Сергеевна Богословская родилась в Москве в 1937 г. Закончила биолого-почвенный факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В 1968–1993 гг. работала младшим, затем старшим научным сотрудником Институте эволюционной морфологии и экологии животных (ИЭМЭЖ) им. А.Н. Северцова АН СССР. В 1993 году стала заведующей сектором традиционного природопользования Российского научно-исследовательского Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.
В 1977–1992 гг. она руководила Чукотской зоологической экспедицией ИЭМЭЖ АН СССР. Провела в Арктике и Субарктике более 40 полевых сезонов. Её научные интересы как биолога (морские и береговые биоценозы Арктики) привели её к исследованию традиционной культуры коренного населения Севера, истории и современного состояния (воздействие природных и антропогенных факторов), к необходимости сохранения генофонда аборигенных пород животных, одомашненных народами Севера России. Её общественный темперамент привел к участию в развитии законодательства в сфере охраны природы, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренного населения Севера РФ, к идее развития экологического образования и просвещения молодого поколения россиян.
Людмила Сергеевна занималась изучением морского зверобойного промысла поморов Белого моря (1968–1977) и обоснованием самостоятельной квоты на промысел рыбы и ластоногих для ненцев-поморов о.Вайгач (1988); руководством экологическим блоком Государственной экспертной комиссии (ГЭК СССР) по освоению нефтегазовых месторождений Бованенково и Харасавэй на п-ве Ямал (1988–1989), обоснованием величины квот для аборигенного китобойного промысла эскимосов и береговых чукчей гренландских и серых китов для Международной китобойной комиссии, а также белухи и ластоногих для Росприроднадзора Минприроды РФ. Регион Берингова пролива (Восточная Чукотка) Людмила Сергеевна исследовала с 1977 г. до последних дней.
К участию в своих научных исследованиях Людмила Сергеевна всегда привлекала местное коренное население, делясь с ним своими знаниями и получая знания от них. Людмила Сергеевна стояла у истоков создания природного парка «Берингия» и обоснования создания на Чукотке территорий традиционного природопользования, разработки программ для экологических исследований Чукотской Ассоциации зверобоев традиционной охоты (ЧАЗТО) силами коренных народов Чукотки.
Ее принципиальная жизненная позиция помогла многим простым жителям защитить свои интересы. Её знали в далёких северных поселках, на законотворческих заседаниях в Госдуме и научных трибунах, её уважали и с ней советовались специалисты, управленцы, общественные деятели, и те самые носители традиционного знания и уклада жизни, ради которых она столько лет проводила в северной тундре и на арктических берегах. Она принимала участие в нескольких сложнейших морских экспедициях на вельботах и байдарах в Беринговом море, откуда вынесла уникальные знания от морских зверобоев, поделившихся с ней традиционными знаниями о поведении морских исполинов – китов, рассказавших о сокровенных духовных обрядах.
Она была автором, редактором, составителем многих замечательных книг, среди которых «Надежда – гонка по краю земли. О великой арктической гонке, каюрах Чукотки и их верных друзьях, ездовых собаках» (2014), «Наши льды, снега и ветры. Народные и научные знания о ледовых ландшафтах и климате Восточной Чукотки» (в соавторстве с И.И. Крупником, 2013), «Тропою Богораза. Научные и литературные материалы» (совместно с В.С.Кривощёковым и И.И.Крупником, 2008), «Основы зверобойного промысла» (в соавторстве с И.Слугиным, И.Загребиным, И.Крупником, 2007), «Киты Чукотки. Пособие для морских охотников» (2003), «Inuit, Whaling, and Sustainability» (в соавторстве с зарубежными коллегами, 1998).
Неоценим вклад Л.С. Богословской в создание концепции законодательства о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренного населения Севера. Сами эти слова, вошедшие в Российскую Конституцию 1993 г., принадлежат ей. Её концептуальный подход по организации территорий традиционного природопользования был положен в основу известного Указа «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» от 22 апреля 1992 г. К этому времени она уже разработала проект закона о создании территорий традиционного природопользования, определения и нормы которого затем вошли в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера» Российской Федерации от 19 июня 1996 г., где впервые были законодательно закреплены понятия «традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера», «традиционное природопользования», впоследствии вошедшие в три основных закона, определившие правовой статус коренных малочисленных народов.
Являясь членом Высшего экологического Совета Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Л.С. Богословская стремилась включить в природоресурсное законодательство четкие нормы, определяющие права коренных народов Севера на традиционные природные ресурсы и традиционное природопользование. Благодаря её усилиям такие нормы были включены в Федеральный закон «О животном мире», принятый 24.04.1995 г. В закон были включены статьи, посвященные созданию условий традиционного природопользования при пользовании объектами животного мира, обеспечивавшие приоритетное право коренного населения Севера на охоту, рыболовство, собирательство. Нескольким лидерам коренных народов того времени удалось присутствовать при обсуждении этих статей, и её героическая борьба за содержание этих норм врезалась им в память навсегда. Один из них, бывший президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области Г.Н. Псягин, узнав из электронной информационной рассылки о смерти Л.С. Богословской, написал: «Помню её в те времена, когда мы с Еремеем Айпиным (президент АКМНСС и ДВ РФ в 1994-1998 г.) и другими активистами АНС работали (участвовали) в продвижении закона “О животном мире”. Благодаря чётким, аргументированным оценкам и экспертным заключениям Людмилы Сергеевны, высокопоставленные чины начинали слышать и понимать суть статей 48 и 49 того закона».
Благодаря её активной позиции соответствующие её концепции традиционного природопользования нормы были включены во все федеральные природоресурсные законы, принятые до 2005 г.: “О континентальном шельфе в Российской Федерации”, “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”, “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”, “О соглашениях о разделе продукции”, “Об особо охраняемых территориях”, “Об охране окружающей среды”, “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, в Земельный, Водный, Лесной кодексы. Теперь, к сожалению, большинство этих норм, касающихся прав коренных малочисленных народов, утратили силу и изъяты из текстов законов, но эти нормы можно найти в сборнике «Статус коренных малочисленных народов России» под ред. В.А. Кряжкова, изданном Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в 2005 г.
Свою концепцию защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, сохранения и использования традиционных знаний и необходимости создания территорий традиционного природопользования Л.С. Богословская отстаивала до последних дней. Уже будучи тяжелобольной Людмила Сергеевна в мае 2014 г. пришла на Парламентские слушания в Совет Федерации, посвященные теме совершенствования законодательства о территориях традиционного природопользования, куда её пригласили и предложили сделать доклад, но слова так и не дали. Людмила Сергеевна в подготовленном докладе, обобщившем весь её опыт с учетом современных изменений, происшедших на Севере за последние 15 лет, предложила совершенную по форме и глубине научной проработки, концепцию территорий традиционного природопользования как способа эффективного сохранения культурного и биологического разнообразия Российского Севера. Будем надеяться, что голос ее будет услышан теперь, когда ее больше нет среди нас.
Александр Иванович Пика родился 1 января 1951 года в г. Ворошилове (Уссурийске) Приморского края. В 1968 г. закончил среднюю школу в г. Черкассы на Украине. С 1969 по 1971 год служил в армии. С 1972 г. учился на историческом факультете МГУ им М.В. Ломоносова, после окончания в заочной аспирантуре кафедры этнографии МГУ.
С марта 1978 г. работал старшим инженером в отделе таежного природопользования ВНИИ охраны природы и заповедного дела Минсельхоза СССР, а в сентябре 1981 г. перешел на работу в отдел демографии Института социологических исследований АН СССР на должность младшего научного сотрудника. В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию. В Центре демографии и экологии человека Александр Иванович работал со дня его основания – вначале в должности старшего научного сотрудника, а с 1991 года – заведующего Лабораторией этнической демографии. Он интересовался многими вопросами, но главной его темой – и научной, и гражданской – были социально-демографические и экологические проблемы малочисленных народов Севера. Александр Иванович был не только прекрасным исследователем, он блестяще владел пером, его очерки о Севере и его людях в журнале “Вокруг света” и в других изданиях читаются с захватывающим интересом. Столь же интересны серии его фотографий и слайдов, сделанные с любовью к людям, которых он фотографировал, к труду аборигенов на Ямале, Чукотке, Аляске.
А.И. Пика был одним из лидеров самодеятельной группы ученых, обеспокоенных судьбой народов Севера, «Тревожный Север», возникшей в 1987 г. В группе участвовали Борис Борисович Прохоров (медико-географ), Игорь Крупник (географ), Михаил Анатольевия Членов (этнограф), Людмила Сергеевна Богословская (биолог), Дмитрий Богоявленский (демограф), Николай Вахтин (филолог), этнографы Владимир Лебедев, Елена Оборотова, и я, Ольга Мурашко. Мы обсуждали проблемы народов Севера, делали доклады, на темы, которые тогда еще не обсуждались в наших институтах открыто. Двое лидеров группы, А.И. Пика и Б.Б. Прохоров в 1988 г. в журнале «Коммунист» опубликовали статью «Большие проблемы малых народов Севера», которая имела большой резонанс.
После публикации этой статьи на английском, Международная группа по делам коренных народов (IWGIA) предложила нашей группе «Тревожный Север» стать ее коллективным членом. Так мы попали в орбиту международного движения ученых за права коренных народов, которое тогда имело солидный возраст. IWGIA существует как группа международных экспертов с 1968 г.
Вскоре по приглашению Госкомсевера, мы стали участниками экспертной группы по подготовке научного доклада под названием «Государственная концепция политики оптимизации жизнедеятельности малочисленных народов Севера». Концепция была принята Госкомсевером, но подверглась жестокой критике в апреле 1992 г. на 6-м Съезде народных депутатов Российской Федерации. Тем не менее, частично ее положения о территориях традиционного природопользования вошли в Указ 1992 г. «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера».
Основной идеей работы группы «Тревожный Север» было распространение информации для коренных народов Севера. Первой такой акцией было распространение текста Конвенции Международной организации труда № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», текст которой мы распространяли среди лидеров коренных народов Севера, приехавших на свой первый съезд в марте 1990 г. У тех, кому копии не досталось, мы брали адреса и высылали почтой. Когда, после Съезда, материалов, интересных для народов Севера стало больше, мы решили издавать журнал. К сожалению, первый номер нашего журнала «Живая Арктика» вышел в год гибели Александра. Совместную работу с развивающимся движением коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока А.И. Пика считал приоритетной.
В 1992 г. А.И. Пика стал инициатором совместного Российско -Американского проекта “Социальные изменения на Севере: Американская Аляска и Российский Дальний Восток”. Всех исследователей научной группы проекта беспокоили одинаковые проблемы: почему, несмотря на разницу в экономическом развитии, коренное население обеих стран, по сравнению с остальным населением, страдает более высокой заболеваемостью, распространением алкоголизма, смертностью от несчастных случаев и самоубийств.
Целью проекта было понять причины и выработать рекомендации для осуществления государственных и региональных программ социальной и демографической политики. Предполагалось в течении четырех лет по единым программам изучать коренное население 16 поселков – шести на Аляске, четырех на Чукотке и шести на Камчатке. С российской стороны участниками проекта были А.И. Пика, Д.Д. Богоявленский (тогда коллега А.И. Пики по отделу демографии Института социологических исследований АН СССР), О.А. Мурашко (НИИ и Музей антропологии МГУ). Два последних участника проекта работали в сезон 1995 г. на Камчатке и должны были встретиться с остальными участниками проекта на Чукотке. С американской стороны Стивен Макнабб – директор Института социальных исследований, Вильям Ричардс – руководитель центра психического здоровья Службы здоровья коренного населения Аляски, Ричард Кондон – профессор Арканзасского Университета, редактор журнала “Арктическая Антропология”. В 1994 г. проект стартовал, но через год драматически закончился.
Жизнь Александра Пики трагически оборвалась в 1995 году. Он вел исследования на Чукотке в рамках названного российско-американского проекта. Во время экспедиционных работ байдара, на которой находились Александр Пика, трое американских исследователей – Стивен Макнаб, Вильям Ричардс и Ричард Кондон и пятеро местных жителей затонула в бухте Провидения, все, кто был на её борту, погибли. Александру Пике было всего 44 года.
За год до гибели А.И. Пики вышла книга «Неотрадиционализм на Российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика» под ред. А.И. Пики и Б.Б. Прохорова. По инициативе Александра Пики в ней были обобщены и переработаны материалы, подготовленные нашими общими усилиями при работе над Государственной концепцией и результаты некоторых исследований последующих лет. Эта книга, вышедшая небольшим тиражом в Институте, где работал А.И. Пика, стала библиографической редкостью. Видимо, думая о том, что книжек для распространения у нас мало, незадолго до отъезда в экспедицию Александр Пика подготовил короткую статью «Неотрадиционализм на Российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого». Статья вышла уже после его гибели, также в институтском малотиражном журнале.
В интервью, данном корреспонденту «Нового времени» в 1994 г., рассказывая о том, чем занимается группа «Тревожный Север», Александр сказал: «Мы занимаемся защитой прав, которых в России еще нет». Действительно, прав у коренных народов Севера России в 1994 г. еще не было, но было стремление лидеров коренных народов Севера, сотрудничавших с ними экспертов и небольшой части депутатов внедрить права коренных народов в российское законодательство в соответствии с Конституцией РФ, международными стандартами и принципами.
За прошедшие 20 лет благодаря совместным усилиям у коренных малочисленных народов Севера появились права, записанные в федеральных и региональных законах. Но очень скоро, начиная с 2004 г, с принятия известного закона, названного народом «о монетизации льгот», нормы этих законов начали, с одной стороны, «утрачиваться» (ведь так и пишут в законодательстве, изымая из него нормы: «утратила силу»), а с другой, запутываться в противоречиях. Теперь у народов Севера права, как бы есть, например, на безвозмездное пользование землями в местах их традиционного проживания для традиционной хозяйственной деятельности, на приоритетный доступ к ресурсам для охоты, рыболовства, собирательства, на инициирование образования территорий традиционного природопользования, на участие в принятии решений по вопросам защиты исконной среды обитания и т.д., но за прошедшие годы законодатели позаботились о том, чтобы практической возможности реализовать эти права у народов Севера не было.
Утратилось и сочувствие к положению народов Севера, как это было в начале 1990-х. Впрочем, и сочувствия ко всем нуждающимся группам населения у власти и большей части общества сейчас нет. Кризис, санкции, враждебное окружение… До сочувствия ли северным народам?
Поэтому, мне представляется, что сейчас самое время вчитаться в концепцию неотрадиционализма Александра Пики, в которой упор сделан на собственные силы, традиции и опыт народов Севера, и попытаться извлечь из этой концепции пользу в современной условиях. Оценить собственные силы и силы противодействующие, и искать решения, как улучшить ситуацию. В предлагаемой статье Александра Пики кратко изложены его основные идеи концепции неотрадиционализма, которые по сей день не утратили свою актуальность.
Мурашко-О.А., Мурашко О.А., Богословская Л.С., Пика А.И., Чукотка, морзверобои, морзверобойный промысел, Берингов пролив, неотрадиционализм, территории, земли, традиционное природопользование, традиционного природопользования, права, концепция, Тревожный Север, природоресурсное законодательство, защита исконной среды обитания, история, Съезд, 1993, Конституция, трагически, памяти, Аляска, Берингия
Categories: Russian
Добавить комментарий