Суляндзига Родион Васильевич – общественный деятель коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера / Учебного центра коренных народов Севера (ЦСКМНС / РИТЦ), первый вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ (2010-2013 гг.), кандидат социологических наук.
9 августа объявлен Организацией Объединенных Наций международным Днем коренных народов. В 2017 году также отмечается Десятилетие с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах коренных народов, ставшей важной вехой в признании и уважении прав данных народов и давшей новый импульс развитию международного права и национальных законодательств.
В России торжественно проходят праздничные мероприятия в регионах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Для справки: более 40 народов, общей численностью около 280 тысяч, проживающих в 25 регионах и ведущих традиционную деятельность на основе оленеводства, рыболовства, охоты и собирательства.
Но важно за чередой фестивалей и фейерверков не упустить главное: увидеть реальное положение коренных народов и дать оценку их сегодняшнего состояния; сказать о том, о чем не могут рассказать красивые фотоотчеты.
1. Правовое положение КМНС и реальность жизни.
Первые и они же последние три закона по защите прав коренных народов были приняты Россией в далеких 1999-2001 гг. Прошло более пятнадцати лет с момента их принятия, но ни нормативной базы, ни практики правоприменения так и не создано. Не создано ни одной федеральной ТТП (территории традиционного приропользования), общины так и не стали ни ячейками самоуправления, ни движущей экономической силой развития КМНС. Из природоресурсного законодательства практически изъяты или размыты защитные статьи о правах коренных народов, что привело к их тотальной браконьеризации и криминализации традиционного хозяйствования, в особенности рыболовства и охоты.
Коренные малочисленные народы по прежнему в «лидерах» по алкоголизации и туберкулезу на душу населения, по низкой продолжительности жизни, скрытая массовая безработица и суициды стали неотъемлемыми спутниками отдаленных поселков. Перечень может быть долгим…
Государство так и не позволило коренным народам стать равным партнером. Имея уникальный шанс через Арктическое партнерство изучить передовой опыт Аляски, Канады, скандинавских стран в вопросах регулирования земельных отношений, промышленного освоения Севера, самоуправления и развития коренных народов, Россия привычно вернулась к архаичной, но доведенной до абсолютизма, советской политике этноцентризма и патерналистко-надзирательной системе отношений.
За период между последними переписями населения Россия уже потеряла два народа, алюторцы и кереки. В следующей группе риска на выбывание из национальной карты страны находятся энцы, ороки, орочи, негидальцы, чья численность не превышает тысячу человек и которые уже как таковые перестали быть этническими системами, а превратились в локальные ассимилированные группы населения.
Кому-нибудь это интересно и важно…?
Выскажу предположение, что даже наша социальная наука и ее эксперты сегодня в большой степени решают свои конъюнктурные и грантовые задачи, обходя острые вопросы. И это является серьезнейшим внешним фактором, который усугубляет положение коренных народов. Этнографы и историки всегда были знаковой и ведущей силой в деле защиты прав северных народов.
Вся современная политика России по отношению к КМНС свелась к ее фрагментации и продвижению красивых пиар кампаний, а именно:
- создание двух искусственных особо охраняемых показательных территорий проживания КМНС, а именно ЯНАО и ХМАО…в основном для внешнего пользования и продвижения по линии ООН, корпоративной ответственности бизнеса и международных встреч, при этом, не покидая пределы столиц Салехарда и Ханты-Мансийска, чтобы не портить радужную картину. Дополнительно, позволяя Якутии регламентировано участвовать в Арктическом сотрудничестве и международных проектах ЮНЕСКО.
- продвижение Арктического гуманитарного, научного и экономического сотрудничества, в которых проблематика и вопросы прав коренных народов Российской Арктики носили бы декларативный характер и не вредили бы формату Арктического совета.
- коренные народы так и не стали полноценными субъектами права в государстве, а взамен получили «красочную» государственную защиту для внутреннего пользования и продвижения как «объекты культурного наследия» с полным перечнем культурных мероприятий и твердой гарантией в перспективе занять свое достойное место в музейных экспонатах и выставках. Звучит страшно эстетично, не так ли…
Бессмысленно спасать культуру, не спасая и не защищая сами народы и прямых носителей этой культуры.
2. Отношения с промышленными кампаниями и их урегулирование.
Этот вопрос остро и напрямую связан с земельными правами коренных народов и доступом к традиционному природопользованию. В условиях экстенсивного промышленного развития и масштабных мега-проектов коренные народы практически отстранены от участия в принятии решений, а отсутствие государственного правового механизма, регулирующее отношения бизнеса и коренных народов лишь усугубляет ситуацию.
Более подробно с конкретными примерами нарушения земельных прав коренных народов промышленными кампаниями можно ознакомиться в параллельном отчете международных организаций, представленных в Комитет по ликвидации расовой дискриминации в 2017 году.
3. Самоуправление и институциональное развитие коренных народов Севера
Какие уроки и главные выводы можно сделать после последнего съезда КМНС в Салехарде:
- Самоуправление как независимый институт коренных народов прекратил свое существование и взят под полный контроль государственными и силовыми структурами; а выборы носят откровенно технический характер и проходят по заранее расписанному и согласованному сценарию.
- Политическое лидерство коренных народов как класс также перестал существовать. Ни старшее, ни среднее поколение лидеров не смогло пройти испытание медными трубами при абсолютизации власти во всех сферах деятельности. Наступило время назначенных лидеров, депутатов, чиновников во главе коренных НПО.
Но…эйфория Салехарда закончилась ровно в тот момент, когда нога делегата вступила с трапа самолета на родную землю. Ни одна из ключевых проблем коренных народов так и не была решена.
Государственная система сегодня не нацелена на результат и на решение вопросов, но история, как и математика, наука точная, живущая по своим законам. Пытаться ее развивать по нисходящей спирали и цепляться за прошлое – это тупиковый путь.
Сможет ли государство изменить систему отношений с коренными народами Севера, опираясь на международное право, собственную Конституцию и лучшие мировые практики?
Сможет ли молодое поколение коренных народов, наиболее ассимилированное и урбанизированное, взрастить новых лидеров?
Оставим эти вопросы открытыми…
С днем коренных народов, друзья. Побольше оптимизма, веры и надежды.
8 августа 2017 г.
Родион Суляндзига,
к.с.н, директор Российского учебного центра коренных народов
Суляндзига-Р.В., Суляндзига Р.В., самоопределение, анализ
Categories: Russian
Добавить комментарий