Суляндзига Родион Васильевич – общественный деятель коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера / Учебного центра коренных народов Севера (ЦСКМНС / РИТЦ), первый вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ (2010-2013 гг.), кандидат социологических наук
Каково положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и с каким чувством они встречают этот праздник?
Немного размышлений и взгляд изнутри.
Ситуация в России сложилась парадоксальная. Практически весь бюджет и энергетическая безопасность страны формируется за счет эксплуатации природных ресурсов Севера (Арктики), Сибири и Дальнего Востока, исторических земель коренных народов. Это прежде всего нефть и газ, золото и алмазы, уголь и другие богатства.
При этом коренные народы остаются наиболее уязвимыми и маргинальными народами с точки зрения собственного развития, доступа к земле и к своим традиционным промыслам и питанию, их социальные и экономические показатели находятся в критическом состоянии, безработица, алкоголизм и суициды стали обыденностью в отдаленных поселках. Разрыв между Москвой, региональными городами и отдаленными поселками неуклонно растет и у муниципалитетов нет никаких шансов на развитие в этой системе координат.
Что же делает государство и как оно реагирует на эти парадоксы жизни?
Концепция устойчивого развития КМНС 2009 – 2025 гг. является на сегодняшний день самым передовым государственным документом, принятым Правительством РФ еще в далеком 2009 году, но абсолютно проваленным и не выполненным ни по одной из стратегических задач.
Федеральное агентство по делам национальностей, ответственное за госполитику в отношении КМНС, занимается межнациональными вопросами и по своему функционалу просто не способно решать вопросы земель и территорий, доступа к биоресурсам и защитой общин.
Концептуальный подход просто заменен набором мероприятий с красивыми названиями и красочными видео-картинками с бесконечных фестивалей и манящих миров. Зритель должен получить экзотику и свое представление о «культурном богатстве» страны.
Государственный подход должен начинаться и заключаться в строительстве крепкого фундамента для дома и основ его долгой жизни, а не с красивых декораций и занавесок, подсвеченных искусственным светом.
Законодательная база защиты КМНС находится в стагнации, а каждый следующий закон только привносит негативные тенденции и ухудшает положение северных народов.
Насколько сегодня всем этим непростым внешним вызовам соответствует внутренняя самоорганизация и самоопределение народов Севера? Насколько сами народы, их организации и активисты готовы защищать и отстаивать свои права?
И здесь КМНС оказались заложниками внешних условий и на распутье.
Ассоциация/РАЙПОН сегодня выстроена по партийному списку и иерархии и поставлена на службу государственным органам, и оказалась неспособной выполнять свою консолидирующую роль. Современные «лидеры» народов не только не способны оппонировать государственным структурам по ключевым вопросам, они оказались не способны говорить правду о реальном положении своих сородичей в силу партийной дисциплины, обыкновенной трусостью и боязни потерять блага партийцев и функционеров.
И на международном уровне Райпон приобрел нарицательный образ, как яркий пример GONGO (государственной НПО).
Введение новой должности Уполномоченного по правам КМНС в ряде регионов (Красноярск, Камчатка, Якутия) не оправдало ожидания и не может кардинально улучшить или повлиять на ситуацию даже на региональном уровне, зато дает легитимное право России для их включения в состав правительственных делегаций для поездки в ООН и красивой отчетности.
Существующие этнические организации КМНС, также как и региональные Ассоциации, не имеют реального веса и влияния в силу разных причин, прежде всего из-за вмешательства и контроля госорганов, безденежья организаций и отсутствия авторитетных и настоящих лидеров, понимающих свою роль и миссию организации.
Скамейка политических лидеров КМНС оказалась не просто короткой, она оказалась пустой.
Первый эшелон лидеров КМНС в 90-е годы прошлого столетья состоял из многих ярких личностей, культурной элиты коренных народов Севера, прежде всего из числа поэтов, писателей и ученых, прекрасных ораторов и спикеров, как В.М.Санги, Ч.М. Таксами, Е.Д.Айпин, Е.А.Гаер, З.Н.Пикунова, Ю.А.Самар, В.А.Роббек и многие многие другие, которые навечно вписали свои имена в историю борьбы за права северных народов.
Второй эшелон политиков КМНС, пришедший на смену первопроходцам, уже состоял из следующего поколения, получивших достойное советское образование и вернувшихся в свои родные края и сделавших свою профессиональную и политическую карьеру, пройдя богатый опыт общественной и номенклатурной работы, не боясь говорить правду и бороться за права северян. Яркими примерами служат О.Н.Запороцкий, П.В.Суляндзига, Т.С.Гоголева.
Кто придет на смену первым двум поколениям и подхватит эстафету борьбы за права коренных народов на достойную жизнь и развитие?
Тема этого Международного года звучит как миграция и переселение коренных народов.
Думаю, что следующее поколение лидеров коренных народов Севера будет отчасти из городской молодежи, родившихся в своих поселках, но получивших образование и оставшихся жить и работать в городах. Насколько оно будет способно впитать все традиционные ценности и знания предков и защищать их на всех уровнях – еще остается открытым, но безусловно, каждый народ должен сегодня найти и вырастить такого лидера во имя своего будущего.
Посадочная полоса всегда заканчивается и она же служит полосой взлетной.
С праздником, коренные, и побольше терпения и радостей в жизни!
Р. Суляндзига
Оригинал публикации на сайте ЦС КМНС РИТЦ:
Суляндзига-Р.В., Суляндзига Р.В., поздравление с Днем коренных народов, с днем аборигена 2018
Categories: Russian
Добавить комментарий