Совкина Валентина Вячеславовна – саамский политик, директор Кольского саамского радио, председатель “Куэлнэгк нёарк Самь Соббар” (Саамского Парламента Кольского полуострова)
Когда проходит неординарное событие для народа, то всегда пытаются найти плюсы и минусы, правых и виноватых, подвести итоги и проанализировать. Представляю вашему вниманию свое видение согласно вопросам, которые мне прислал журналист из одного, заметного в регионе, интернет-ресурса.
Это моя точка зрения и если кто-то не согласен, прошу высказаться. Возможно мы придем к одному знаменателю.
Чему было посвящено собрание и кто стал его участниками?
Проходила IV Международная выставка-ярмарка достижений в сфере культуры и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Мурманской области «Сокровища саамской земли». И в рамках этой выставки проходил IV Съезд коренного малочисленного народа Севера – Саамов, как пишет источник Правительственного сайта – он стал “площадкой для открытого диалога между региональной властью и саамской общественностью”.
С этим я в корне не могу согласиться, так как население не было проинформировано о предстоящем Съезде. Как может проходит Съезд — высший орган народа, в рамках ярмарки? Все должно быть наоборот.
Две общественные организации, Ассоциация кольских Саамов (АКС) и Общественная организация Саамов Мурманской области (ООСМО) проводили наспех собрания, составляли Протокола, выдвигали делегатов. На самой конференция я не смогла получить вразумительный ответ от руководителей, сколько же членов в организациях. Президент АКС Е.Гой не смогла ответить, лишь привела цифру 564 человека, но в мае прошла проверка Минюста и цифры заметно снизились. Приведу пример, если в 2008 году в Ловозерском отделении было 280 человек, то на момент проведения собрания 16.10 уже стало 28 человек. В 10 раз сократилась численность членов. Это уже о чем-то говорит.
В ООСМО тоже картина не лучше обстоит, руководитель И. Матрехин обозначил следующую цифру было — 421, сейчас — 391. Если учитывать, что не все саами входят в организации, есть самозанятые, то их интересы данное собрание никак не учитывает.
Нас по Мурманской области 1599 человек. Поэтому по факту проведения, данная конференция двух организаций не могла называться Съездом коренного малочисленного народа Мурманской области — Саами. Именно всего народа.
Какие вопросы поднимались?
Получив папку, я надеялась увидеть документы, которые прописаны в Положении о подготовке Съезда. Но ничего подобного! Там было само Положение и Информация о состоянии нормативного правового регулирования в сфере гарантий КМНС, данная информация была представлена на круглом столе днем ранее.
Ни Повестки дня, ни резолюции, ни отчетов, заявленных в программе, которую озвучили уже на самом мероприятии не было.
Сама Повестка дня стремительно менялась по настроению председательствующего — Яковлевой Е.С.. В пункте Разное, вдруг откуда ни возьмись поднялся вопрос о ликвидации СУПС (Союз уполномоченных представителей Саамов Мурманской области) и КНСС (Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар – это выборная структура 1 и 2 Съездов). Долго разбирались, что это, в итоге приняли решение не голосовать, раз этих структур нет. Но председатель Яковлева упорно возвращалась к этому вопросу, не желая слушать делегатов. В итоге проголосовали за ликвидацию. Но так и осталось непонятным, СУПСа или КНСС. Создалось впечатление, что это внутренние амбиции и желание самовластия, не более. Как и на 3 Съезде боролись, конкретно со мной. Как говорил выступающий делегат Данилов А,Ф. и подчеркивал, что этого вопроса нет в повестке дня. Но съезд может всё!!! — парировала Яковлева. Е.С.
Он обратил внимание присутствующих, что:
- Положением по проведению съезда не предусмотрено внесение изменений в повестку.
- Часть протоколов сдавалась на съезде. О дате проведения было объявлено 1 ноября. А протоколы должны сдаваться за 20 суток. То есть до 4 ноября. Этот момент о легитимности Съезда
Согласно Повестке заслушали отчет Самь Соббара, члена РГКН БЕАР (Рабочей группы коренных народов Баренцева Евро-Арктического региона), общественных организаций. Сформировали Рабочую группу по законодательству при Комитете по законодательству Мурманской областной Думы.
Опять сошлюсь на публикацию с сайта Правительства, где написано: “По итогам Съезда принята резолюция и составлен план совместной работы на ближайшие четыре года”.
Резолюция не была принята. Что могли обсудить делегаты? Больше потратили время на обсуждение по названию установки памятника олене-транспортным батальонам.
Насколько я поняла, речь шла в точности числе о формировании некой единой общественной организации.
На 3 Съезде был такой призыв, но он им и остался. На заседании Рабочей группы по подготовке Съезда был задан такой вопрос, что если в Положении о Съезде в организаторах стоят две организации, то можно ли считать этот Съезд объединительным для двух организаций. Прозвучал категорический ответ — нет. Да и по Уставам организаций сначала должны пройти общие конференции организаций и там должны принять решения, а потом уже на Съезде, как учредительном. Но это даже никто и не обсуждал.
Почему этого сделать не получилось?
На 3 Съезде было принято решение о создании Союза российских саамов. Но по реплике, прозвучавшей в отчете о деятельности Самь Соббара, они совещались, консультировались и не представляется возможным создать такой Союз по причине что нет саамских организаций на всей территории России.
Здесь видеосюжет, в котором идет обсуждение о создании Союза российских саамов. Андрей Агеев предлагает создать общую организации и Самь Соббар будет являться исполнительным органом 3 Съезда.
Что именно вызвало у вас негативные эмоции?
У меня нет негативных эмоций, идет констатация фактов в плане подготовки этого собрания. Как формировался состав делегатов, сама повестка, о Резолюции я уже сказала. Наши предложения, которые мы посылали не приняты. Вернее просто проигнорированы. Создалось такое впечатление, что люди пришли повеселиться, не хочу никого обидеть.
То что не был поднят саамский флаг и его вообще не было ни в зале, ни на выставке, это уже о многом говорит. Хорошо, что с собой принесла небольшой флажок Нина Елисеевна Афанасьева. Этим и довольствовались.
Возвращаясь к началу собрания: Всегда очень важный момент, какой тон задаст ведущий. На этом собрании сразу все пошло не так. Момент избрания рабочих органов, в частности секретариата, кого бы ни называли, все брали самоотвод. В мандатную комиссию вошли брат и сестра, прямые родственники. Не была определена форма голосования. Если выдвигалось 10 человек, то голосовать можно было только пять раз. Люди путались, просили постоянно озвучить списки. Цифры по каждому кандидату не озвучивались, неизвестно, у кого сколько было, потом произносили просто общий итог набравших голосов. Кто и как мог следить за этим? Например один делегат голосовал по выборам в рабочую группу 9 раз, за каждого. Замечаний у мандатной комиссии не возникло. Я не голосовала вообще. Не была соблюдена простая формальность «за», «против», «воздержались».
Если посмотреть на избранный Самь соббар, то из 5 человек, 4 это представители общин и один бюджетный работник, причем ГОБУ ЦКМНС (Государственное областное бюджетное учреждение “Центр коренных малочисленных народов Севера”), который заинтересован в распределении субсидий для общин. Причем 3 — из одно поселения Лопарская, 2 — дочь и отец. Блажен, кто верует. 🙂 Из 5: 3 — АКС, 2 — ООСМО.
Какое место занимают чиновники в саамских общественных организациях?
Никто не знает кто финансировал съезд? Кто назначил сам Съезд и на основании чего? Рабочая группа по подготовке Съезда «усиленно» начала работать за месяц до этого мероприятия. Причем предложения избранного Председателя Артиевой А.Н, игнорировались и саботировались. Избранные от организаций члены не могли быть включены в работу группу, а вдруг, по личному заявлению, оказывается можно было ввести дополнительного члена и это была Е. Гой, сотрудник ведомственного учреждения (ГОБУ ЦКМНС), которая зависима от Министерства по внутренней политике.
А в целом чиновники твердят одно, что они не вмешиваются в деятельность НКО.
Какую роль они выполняют?
Можно двумя словами: популизм и манипуляция. Хотела без расшифровки. Но укажу несколько моментов. Все знаем Алену Мартынову, человек из аппарата Министерства по внутренней политики (Мурманской области). На этом Съезде она находилась в зале и во время процедуры голосования, убеждала рядом сидящих, за кого надо голосовать, даже помогала руку поднимать своей соседке. Во время перерыва “крыжила” Доклад о деятельность Самь соббара, что надо говорить, а что не надо. Еще один момент: во время голосования, было предложено удалить гостей и представителей власти, на что депутат Мищенко обиделся и хотел покинуть зал, как и многие чиновники. Но большинство делегатов затрепетало и их уговорили остаться.
Сейчас страсти улягутся, все приедут домой, выйдут на рабочие места, что-то проанализируют, может сделают выводы. И жизнь пойдет своим чередом. Будем готовится к очередному фестивалю. Вся наша жизнь — игра.
С уважением В. Совкина
P.S На сайте Правительства в разделе КМНС до сих пор нет информации, что Съезд прошел. Нет Резолюции и кто избран председателем.
Оригинал публикации на сайте Kola.Sapmi:
Совкина-В.В., Совкина В.В., Мурманская область, Саами, Съезд
Categories: IP SG. Sami, Russian
Добавить комментарий